Современная литература и IT

Главная / Железные заметки /

Интернет и книга: кто кого?

В минувшую пятницу Международная издательская ассоциация (IPA) представила во Франкфурте экспериментальный проект, направленный на прекращение конфликта книгоиздателей с интернет-поисковиками в области авторских и издательских прав.

Проект под названием ACAP (Automated content access protocol) должен обязать поставщиков информации, размещаемой на интернет-ресурсах (книги, газеты и т. п.), четко определить условия доступа к текстам, проиндексированным поисковиками. ACAP поддержит программы усовершенствования поиска ссылок на ключевое слово, установленные издателем условия доступа, а также условия платного или бесплатного копирования. Экспериментальная программа будет запущена в начале ноября и рассчитана на год.

Не секрет, что под «интернет-поисковиками» подразумевается, в первую очередь, американский «Google», который в нарушение существующих норм авторского права оцифровывает и размещает для бесплатного доступа охраняемые законом тексты. Особенно возмутил книгоиздателей проект «“Google” ищет книги», позволяющий пользователям иметь бесплатный доступ к страницам произведений, охраняемых авторским правом, или скачивать книги, права на которые стали всеобщим достоянием. Несмотря на уверения руководства интернет-гиганта в том, что все авторские права при этом соблюдаются, некоторые американские и европейские издательства обратились в суд с исками — по их мнению, политика «Google» ничем не отличается от деятельности пиратских музыкальных сайтов.

Экспериментальную поисковую систему поддерживают и многие издатели медиапродукции, в том числе такие крупные, как Франс Пресс, обвинившая «Google» в нарушении принципов копирайта при использовании без заключения соответствующего соглашения фотографий и информационных текстов. Так, в прошлом месяце бельгийский суд обязал «Google» удалить со своего интернет-сайта новостные тексты и статьи из франкоязычных бельгийских газет, использованные без соглашения и соответствующего вознаграждения заинтересованных авторов.

«Это не противостояние. Издатели вовсе не стремятся наглухо от мира свою продукцию, напротив, они искренне желают увеличить число своих читателей и узаконить свое присутствие в Интернете

, — подчеркнул в ходе состоявшейся во Франкфурте пресс-конференции президент Всемирной газетной ассоциации Гэвин О’Рейли (Gavin O'Reilly). — ACAP использует для этого все возможности, объединяя издателей, поисковики и, главное, потребителей для формирования справедливого и насыщенного интернет-пространства. Ни о какой войне стандартов, ни о какой монополии собственности даже и речи не идет — речь идет только о сотрудничестве». По его словам, поисковые программы, используемые при отборе соответствующих веб-страниц, в настоящее время не способны учитывать условия доступа, установленные издателями контента. «Машине трудно научиться читать и понимать правила. Проблема как раз в том и состоит, чтобы сформулировать понятные им правила», — отметил О’Рейли.

Представитель компании «Google» Джим Гербер (Jim Gerber) утверждает, что американский интернет-гигант всегда стремился к справедливому разрешению конфликта, однозначно опровергая обвинения в нарушении законодательства об авторских правах. «Наша миссия, — не устает повторять он, — состоит в том, чтобы предоставить максимально широкий доступ к интеллектуальным богатствам».

Переизбранная в минувший четверг на пост председателя IPA аргентинка Ана-Мария Кабанеллас, уверена в скором завершении конфликта между издателями и интернет-поисковиками. «На данном этапе мы должны помочь организовать нашим виртуальным партнерам книжные интернет-магазины электронные библиотеки и упорядочить работу поисковиков. Все это рано или поздно позволит примирить культуру Сети с принципами издательской индустрии», — считает она.

Рассказывая об этом, французский Пятый телеканал поднимает важный и весьма характерный для нашего времени вопрос: станет ли Интернет могильщиком книги или же ее спасителем? После музыкальной индустрии издательства, как правило, становятся следующими жертвами пиратства в Сети, но, с другой стороны, Интернет таит в себе огромные возможности для спасения книги. «Весь мир считает, что все выложенное в Интернете должно быть бесплатным, однако есть огромная разница между понятиями “бесплатный поиск” и “бесплатный доступ”. И “бесплатность” в данном случае должна определяться владельцем контента», — отметила в интервью AFP Ана-Мария Кабанеллас. Одной из главных проблем, по ее мнению, является отказ издательств принимать участие в проекте «Google», без чего это самое участие рассматривается поисковиком как молчаливое согласие. Интернет-пространство следует рассматривать не как вражескую территорию, но как трамплин для новых публикаций, быть может, с чуть менее высокой стоимостью распространения, считает она.

«Принцип формирования рейтинга по числу запросов в Интернете

, — рассуждает Ана-Мария Кабанеллас, — представляет собой неплохой способ для издательств реально оценивать шансы книги на успех… Другое несомненное преимущество использования поисковиков состоит в сокращении расходов на доставку издательской продукции, поскольку книги могут печататься локально, то есть вы продаете книгу по всему миру и при этом не сталкиваетесь с проблемами экспорта».



Счетчики